Программа воспитания школьников «Гражданин и Патриот»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10"
города Когалыма

Программа воспитания школьников «Гражданин и Патриот» МАОУ «СОШ №10» на 2012–2015 гг

 

Содержание

 

Раздел

 

1. Паспорт Программы

 

2. Введение

 

3. Ресурсное обеспечение Программы

 

4. Возраст детей, участвующих в организации программы.

 

5. Сроки реализации программы

 

6. Принципы организации воспитывающей деятельности

 

7. Основной механизм воспитания

 

8. Организация Программы

 

9. Управление Программой

 

10. Этапы реализации Программы

 

11. Направления воспитательной работы в рамках Программы

 

12. Оценка эффективности реализации Программы

 

13. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

 

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы

Программа воспитания школьников «Гражданин и патриот» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2012 - 2015 годы.

Правовая база

для разработки Программы

N 3266-1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН об Образовании (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ;

Закон ХМАО - Югры "Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре";

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Модель "Российское образование - 2020" – концепция развития;

Концепция развития системы образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;

 Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие воспитания в системе образования» на 2008-2010 годы;

Рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации" (Письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16);

Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;

Конве?нция ООН «Права ребёнка»;

Семейный кодекс РФ.

Основная цель Программы

Развитие у школьников гражданственности и  патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.

Конкретная цель Программы

Формирование личности гражданина – патриота, постоянно стремящегося к самосовершенствованию и саморазвитию и способного проявить себя в созидательном процессе в интересах Отечества

Задачи Программы

·                    организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни;

·                    развитие самоуправления школьников, предоставление им возможности участия в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;

·                    содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

·                    вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

·                    создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к работе в Управляющем совете школы;

·                    воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Разработчик Программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 10» Антонов Алексей Валерьевич

Исполнители Программы

Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 10» г. Когалыма

Этапы реализации Программы

Сроки реализации

2012 - 2015 гг.

1 этап - 2012 гг.

Становление

Определение приоритетных видов деятельности и возможных форм сотрудничества с социумом;

Анализ эффективности функционирования воспитательной системы и её корректировка по социальному заказу.

2 этап - 2012-2013 гг.

Развитие

Анализ и корректировка структуры Программы;

Оптимизация процесса повышения профессионального уровня подготовки педагогических кадров по реализации Программы;

Мониторинг уровня личностного развития участников Программы.

3 этап - 2013-2014 гг.

Завершающий этап

Приведение системы в оптимальное состояние. Консолидация усилий социальных институтов, образовательных учреждений, общественных организаций в реализации программы. Личностный рост учащихся.

4 этап - 2014-2015 гг.

Итоги

Итоговая аналитическая работа. Постановка задач на ближайшую перспективу.

Ожидаемые результаты реализации Программы

·                    Повышение уровня личностного развития участников Программы (динамика ценностных ориентаций,  гуманистическое отношение к окружающим людям, осмысленность собственного поведения, чувство гражданственности и патриотизма).

·                    Улучшение психического и физического здоровья детей и педагогов.

·                    Удовлетворенность итогами реализации программы воспитанниками, педагогами, родителями.

·                    Увеличение процента социально-адаптированных детей, обладающих позитивными ценностями и качествами.

·                    Наличие тесных контактов с учреждениями социума и семьями воспитанников.

·                    Наличие воспитательных программ стимулирующих самосовершенствование личности, социальную адаптацию детей и организационно-педагогические контакты с родителями.

·                    Реализация возможности выбора дополнительных  траекторий развития участников программы в учреждении;

·                    Материальная стимуляция участников Программы.

Порядок и источники финансирования

Бюджетные (Управление образования Администрации             г. Когалыма, бухгалтерия МБОУ «СОШ № 10») и внебюджетные средства

Порядок контроля и отчетности по программе

Общий контроль реализации Программы осуществляет администрация и Управляющий совет  МБОУ «СОШ № 10»

 

Введение

 

Постоянно меняющееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, молодого человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностей высоких идеалов к идеалам материального достатка, быстрого обогащения личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

Разумеется, школе не изменить социальной ситуации: она не может смягчить жестокую формирующую среду, в которой совершается становление личности.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы было названо гражданское образование и воспитание. Данное направление остается приоритетным и в Концепции модернизации российского образования до 2020 г. В государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011–2015 гг.”, которая является продолжением программ “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001–2005 гг.” и “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006–2010 гг.”, поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.

Поэтому цель воспитательной работы школы -  помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идеи, создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. 

Достижение  цели становится возможным через решение следующих задач:

O   проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников;

O   формирование эффективной работы по направлениям воспитательной деятельности, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников гражданственности и  патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, а также высокой ответственности, дисциплинированности готовности приносить пользу обществу и государству;

O   утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, семейным ценностям;

O   привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

O   создание ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей.

Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной.

Программа воспитания «Гражданин и патриот» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах: “познание”, “человек и закон”, “здоровье”, “патриот”, “культура мира”, “труд”, “семья”.

Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:

O   учебная деятельность;

O   здоровьесбережение;

O   гражданско-патриотическое  воспитание;

O   правовое воспитание;

O   эколого - краеведческое воспитание;

O   нравственно-эстетическое воспитание;

O   трудовое воспитание;

O   взаимодействие с родителями.

 

В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую. Предлагаемые программой формы деятельности обеспечивают реализацию творческих способностей учащихся и предусматривают уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей.

Одновременный выход на все направления с произвольным выбором жизненных вопросов позволяет организовать целостное влияние на развитие детей, выявить приоритеты интересов и потребностей учащихся, творческих способностей и склонностей каждого ребенка. Данная программа дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем направлениям.

С другой стороны, можно выбрать путь последовательной (ступенчатой) реализации программы. Ключевым решением такого подхода является принцип доминанты. Для каждой возрастной категории учащихся выбирается своя доминанта. Это “у-своение”, “о-своение”, “при-своение” мира протекает как последовательные новообразования физического и духовного развития школьника в его изменяющемся возрасте.

Программа помогает расширить представление учащихся о своих возможностях и перспективах развития личности в компоненте взаимодействия с окружающим его миром.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» и направлена на формирование гражданственности,  патриотизма и социокультурных качеств личности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

 

Ресурсное обеспечение Программы

1. Кадровое обеспечение

 

Группа

Функции

Состав

Административная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения, заместители директора по УВР

Координационно -  консультативная

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместители директора по УВР, руководители школьных методических объединений, социальный педагог, психолог

Педагогическая

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

 Мониторинг воздействий.

Педагоги учреждения,  педагоги дополнительного образования, педагоги- организаторы

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социальная)

Организация профессиональной помощи педагогам и родителям.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Анкетирование и диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения

Методисты ММЦ, специалисты социальных и иных служб

 

2. Материально-техническое обеспечение (кабинеты ОБЖ, истории, психолога, спортивные залы,  актовый зал, оборудование)

Спортивный зал- 3 (1 малый)

Кабинет психолога -1

Стадион-1

Тренажёрный зал-1

Спортивная площадка -1

Библиотека – 1

Кабинет обслуживающего труда -1

Читальный зал-1  (30 мест)

Кабинет  ОБЖ -1

Кабинет истории - 2

Кабинет технического труда -1

Конференцзал-1

Актовый зал- 1 (200 посадочных мест)

Компьютерный кабинет- 3

Класс хореографии - 1

Костюмерная - 1

 

Возраст детей, участвующих в организации программы.

 

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся: младшее школьное звено (1-4 классы), среднее школьное звено (5-8 классы), старшее школьное звено (9-11 классы),  коллектив педагогов и родителей  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10».

 

Сроки реализации программы

 Программа воспитания школьников «Гражданин и патриот» рассчитана      на 5 лет.

 Сроки реализации программы 2012-2015 гг. поэтапно.

 

Принципы организации воспитывающей деятельности:

 

1.  Принципы гуманизации учебно-воспитательного процесса – как основополагающий принцип для обеспечения социализации личности, для проявления и развития личностных качеств ребенка:

·   выдвижение на первый план гуманистических и общечеловеческих идей, пронизанных чувством уважения и признания свободной личности ребенка;

·    забота о развитии всех лучших качеств ребенка, его творческих наклонностей с учетом биологических, социальных, психологических особенностей;

·    признание личностной свободы, равноправия и социальной защиты учащихся.

 

2.   Принцип непрерывности и  тесной взаимосвязи  процесса образования и воспитания, обеспечивающего преемственность всех его ступеней:

·    непрерывность при обеспечении поэтапного образования и воспитания с учетом специальной характеристики;

·    взаимосвязь и взаимозависимость процессов образования и воспитания, самообразования и самовоспитания;

·    преемственность при решении образовательных  и воспитательных задач с учетом трех начал: общечеловеческого, интернационального и национального.

 

3.   Принцип научности в обеспечении учебно-воспитательного процесса – как база формирования интеллектуальной личности, с широким кругозором, научным мировоззрением:

·    научность содержания образования и воспитания;

·    целесообразность в выборе форм и методов образования и воспитания;

·    личность ученика – как объект и субъект образовательно-воспитательного процесса;

·    от кругозора ребенка через мироощущение к определенному уровню интеллекта.

 

4.   Принцип опережающего развития личности через образование и воспитание:

·    начальная, средняя, старшая ступени – как база развития потенциальных возможностей личности;

·    создание систем социальной ориентации личности, ее развитие и воспитание в коллективе и через коллектив посредством форм и методов деятельности.

 

5.   Принцип демократизации – как основополагающий принцип взаимоотношений педагогов и учащихся:

·    сотрудничество учителя и ученика;

·    ученик – объект и субъект учебно-воспитательного процесса;

·    демократизм управления учреждения образования;

·    взаимоуважение ученика и учителя.

 

6.   Принцип индивидуализации процесса обучения и воспитания – как наиболее важный принцип в раскрытии творческих начал ребенка, его становления как личности:

·    каждый ученик – уникум, то есть необыкновенный, исключительный в каком-либо отношении человек со свойственной ему психикой, физиологическими особенностями;

·    индивидуальный подход в решении вопросов образования и воспитания;

·    профилизация, специализация, образование как условие формирования целенаправленной личности;

·    воспитание гражданина с последующей реализацией потенциальных возможностей через избранные виды деятельности.

 

Исходя из этого, определены  принципы построения воспитательной системы в МБОУ “СОШ № 10”:

O   систематичность;

O   оптимальность, эффективность;

O   целеполагание, конкретность;

O   информационность, открытость;

O   принципы здравого смысла и обратной связи;

O   научность;

O   демократизм, гуманизм;

O   дисциплина и порядок;

O   опережающее развитие;

O   стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.

 

Основной механизм воспитания

 

Основной механизм воспитания в МБОУ “СОШ №10” - образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в  школе.

По сути, сама среда воспитательного процесса и несет воспитывающую «нагрузку»:

O   система отношений между преподавателями и школьниками;

O   система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;

O   отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью). Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений.

Следующим структурным элементом воспитательного пространства школы, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

Внутренние условия:

O   система работы классных руководителей, эффективность деятельности школьного МО классных руководителей;

O   психологическое сопровождение;

O   ученическое самоуправление;

O   построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего;

O   система традиций школы.

К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

Необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию.

 

Организация Программы

 

Из вышесказанного следует, что структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

 

I категория: ребята 1–4-x классов.

 Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами  РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

 

II категория: учащиеся 5–8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее.

 

III категория: учащиеся 9–11-х классов.

 Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.

 

 

Управление Программой

 

1. Информационно-мотивационное обеспечение.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания

2011-2012гг.

Администрация школы

2

Создание базы данных по данному направлению деятельности

2011–2012 гг.

Зам. директора по ВР, библиотекарь

3

Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности

2011–2012 гг.

Психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, физруки школы

4

Организация заседаний МО классных руководителей, педсовета по проблеме «Условия для воспитания личности Гражданина и Патриота»

2011 г.

 

 

2. Методическое обеспечение программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме

Сентябрь–декабрь 2011г

Зам. директора по ВР, библиотекарь

2

Анализ методической литературы, статей и публикаций

2012 г.

Метод совет, ШМО гуманитарного цикла, физ. культуры, зам. директора по ВР,  преподаватель-организатор ОБЖ

3

Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса

2012–2013 гг

Метод совет, ШМО гуманитарного цикла, физ. культуры, зам. директора по ВР,  преподаватель-организатор ОБЖ

4

Оформление методической копилки по данной теме

В течение срока

Зам. директора по ВР, психолог, библиотекарь

 

3. Работа с педагогическими кадрами.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Педагогические советы: (тематические)

 «О концептуальных подходах к организации правового образования в общеобразовательных учреждениях»;

 «Организация исследовательской работы в школе как важнейшее условие гражданско-патриотического воспитания школьников»

 

2012–2013гг

Заместители директора по УВР, ШМО, преподаватель-организатор ОБЖ

2

Совещания при директоре:

– «Планирование работы по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников».

– «Методические рекомендации по проведению занятий дополнительного образования в рамках  гражданско-патриотического воспитания школьников

– Работа детских объединений по подготовке и проведению школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
– Организация в каникулярное время в школе физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовых мероприятий.
– Сотрудничество школы и социума в летний период

2012–2014 гг

Директор школы,

заместители директора по УВР, ШМО, преподаватель-организатор ОБЖ , учителя физ. культуры

 

4. Работа с учащимися.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.


2.


3.

 


4.


5.


6.

7.
8.


9.

10.

11.

Подготовка рекомендаций по теме воспитательной работы с 1-го по 11-й классы
Олимпиада по правоведению, обществознанию, истории, ОБЖ, физкультуре, экологии
Подготовка и проведение школьных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
Конкурсы по краеведческой, патриотической тематике, конференции школьников
Городской  конкурс знатоков права  «Государство. Право. Я»
Посещение краеведческого музея г. Когалым
 «Вахта «Память»
Конкурс литературно-музыкальных композиций
Поздравление ветеранов ВОВ

Акция «Подарок просто так»

Дни воинской славы

2012г.

В течение срока.


В течение срока.

 

В течение срока.

 

В течение срока.

2012-2015гг

В течение срока.

2012-2015гг

Заместители директора по УВР, ШМО, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физ. культуры, психолог, педагоги-организаторы








Заместитель директора по ВР, ШМО, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физ. культуры, психолог, педагоги-организаторы, классные руководители

 

5. Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

2.


 

3.

Общешкольные родительские собрания

Конференции и  лектории для родителей:
 «Духовная жизнь в семье»,
 «Как организовать отдых ребенка»,
 «Права ребенка», «Толерантность в гражданско-правовом образовании»
Заседание  родительского комитета по данному направлению

2012-2015гг.

2012-2015гг.

 

В теч. срока

Классные руководители, психолог, специалисты ювенальной службы

 


Родительский комитет, зам. директора по ВР 

 

6. Контроль, анализ и регулирование программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.


2.

 

3.

Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса.
Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся.
Анализ результатов творческой деятельности.

В теч. всего периода

Администрация школы, психолог, медработник

 

7. Материально-техническая и финансовая поддержка программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.



2.

3.

Инвентаризация материально-технической базы школы: учебные кабинеты, актовый зал, тренажерный зал, спортивная площадка, библиотека, спортинвентарь; канцкульттовары, музыкальная аппаратура, прикладной материал для обеспечения работы кружков, тренинговых занятий, классных часов,  лекций и т.д.
Привлечение Управляющего Совета к вопросу поиска источника финансирования программы.
Привлечение спонсорских средств

 В теч. срока

 

В теч. срока

 

Администрация, зав. кабинетами,  зам. директора по АХЧ

Управляющий Совет школы.
Администрация школы.

 

Этапы реализации Программы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Предпола- гаемый   результат

Подготовительный

Цель: выявить позитивный опыт воспитания в школе, определить приоритетные направления его развития.

·     Провести педсовет

 «Патриотическое воспитание: Гражданин и Патриот».

·     Создать проблемные группы по разработке концепции воспитательной системы.

Ноябрь-декабрь 2011г

 

До 2012г

Заместитель директора по ВР 

Определе-ние путей реализации программы

Прогностический

Цель: разработать концепцию, подготовить условия для организации опытно-экспериментальной работы по проблеме «Воспитательная система школы»

·           Разработать концепцию воспитательной системы школы.

·           Моделирование структуры управления воспитательной системы школы.

·           Диагностировать уровень воспитанности  школьников с целью выявления отклонений от концептуальных направлений воспитательной системы.

·           Разработать модель идеала выпускника и идеала педагога и утвердить на конференции школы.

·           Определить пути формирования социо-гуманистической   позиции учителя (совещание)

·           Разработать программу деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы школы.

До 12.12.2011г

 

 

 

 

 

 

В течение срока

 

 

 

 

 

 

 

2012г

 

 

 

 

2011-январь2012гг

 

 

До 2012г

Заместитель директора по ВР

 

 

 

 

 

 

Классные  руководители

1-11 классов

 

 

 

 

 

Заместитель директора по ВР

педагог-организатор

 

Психолог

 

 

 

Заместитель директора по ВР

 

 

Создание оптималь-ных условий для воспитания учащихся школы

 Практический.

Цель: реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.

·           Разработать вариативные программы воспитательной работы по классам.

·           Обеспечить развитие школьного самоуправления.

·           Создать условия с целью обеспечения возможностей для самореализации учащихся на базе школы:

·           Организовать работу кружков и секций в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся;

·           Обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей школьников  с целью их самоактуализации на уроках и во внеурочное время.

·           Провести школьный мониторинг по проблеме «Обеспечение воспитания школьников на основе новой концепции  воспитательной системы».

·           Организовать комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, его ценностные ориентиры с моделью  идеала выпускника.

 

До 2012г

 

 

В течение срока

 

В течение срока

 

 

 

 

Ежегодно

 

 

 

 

 

В течение срока

 

 

 

 

 

 

2011-2012уч.год

 

 

 

 

 

 

2011-2012уч.год

 

МО классных руководит.

 

 

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы  классные руководители

 

 

 

 

 

 

Заместитель директора   по ВР

Руководители кружков, секций, классные руководители

 

 

 

 

 

Заместитель директора по ВР

 

 

 

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Повышение уровня воспитанности школьников

Обобщающий

 Цель: обобщить позитивный опыт реализации концепции воспитательной системы школы.

·           Провести школьную педагогическую конференцию (совет) «Осуществление на практике концепции воспитательной системы: опыт, проблемы, перспективы».

·           Выявить уровень влияния воспитательной среды на уровень воспитанности школьников.

·           Анализ и коррекция воспитательных программ по классам, внесение корректив в воспитательную систему.

·           Определить  эффективность  управления инновационной деятельностью в школе.

·           Выявление и оценка реальных результатов

2015г

 

 

 

 

 

 

 

2014-1015гг

 

 

 

2012г-2013г

 

 

 

 

2013г

 

 

 

2014-1015гг

Директор школы

 

 

 

 

Классные руководители

 

 

 

Мо классных руководителей

 

 

Заместитель директора по УВР

 

 

Заместитель директора по ВР

Воспитание человека счастливого в психологическом, социальном и педагогическом ракурсе

 

 

Направления воспитательной работы в рамках Программы

 

1. Формирование личности воспитанника школы.

Поскольку в центре программы воспитательной работы стоит ученик, то программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования полноценной личности выпускника школы как гражданина и патриота.  Основное внимание следует уделить следующим характеристикам личности:

 

1.1. Интеллект.

Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей:

o   критичностью,

o   гибкостью,

o   способностью к рефлексии,

o   самостоятельностью, широтой и глубиной мышления,

o   способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение,

o   способность овладевать общеучебными умениями и навыками (ОУУН), пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности.

 

1.2. Креативность.

В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности. Педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание стимулированию детской активности, творчеству.

 

1.3. Нравственные ценности.

Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в школе, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешние нормы нравственного поведения учащегося. Формирование внутренних этических норм осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание следует уделять национальной культуре, традициям русского народа и народностей Российского государства.

 

1.4. Коммуникативность.

В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками:

o   готовностью к сотрудничеству;

o   способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию;

o   готовностью оказать помощь;

o   доброжелательностью;

o   тактом.

 

1.5. Здоровье.

Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина на молодой растущий организм губительно, возможности приобретения этих веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами. Задача школы, в связи с вышеперечисленным, заключается в профилактической работе, в формировании у школьников следующих установок:

o   потребности в здоровом образе жизни;

o   неприятия негативного влияния окружающих;

o   умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);

o   стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.

 

1.6. Саморегуляция поведения.

Важной характеристикой личности является способность учащегося к саморегуляции поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и чужую деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты.

Для этого необходимо сформировать следующие качества личности:

o   целеустремленность

o   инициативность

o   организованность

o   ответственность

o   самостоятельность

o   чувство долга

o   дисциплинированность

o   самоконтроль

 

2. Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.

Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитания. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству.

Традиционные мероприятия:

Сентябрь

День знаний

День здоровья

Октябрь

Праздник осени

Праздник посвящения в первоклассники.

День Учителя

Ноябрь

Скажи наркотикам нет!

Декабрь

Предметные декады.

Новогодний серпантин

Январь

Зимние забавы

Февраль

Защитники  Отечества

Великолепная пара

Март

Во славу женщин

Апрель

Праздник юмора и смеха

Праздник Успеха

Май

Вахта «Память»

Праздник последнего звонка

Необходимо ввести в традиции школы для подготовки всех общешкольных (а также и городских) мероприятий и КТД создание инициативной группы для подготовки к мероприятиям.

Подготовку  осуществлять по следующему плану:

o   создание инициативной группы;

o   определение целей и задач дела;

o   “мозговой штурм”;

o   написание плана, сценариев;

o   репетиционный период;

o   проведение КТД;

o   анализ мероприятия, выявление проблем, поиск путей их решения.

 

3. Создание условий для творчества педагогов и учащихся.

Личности творческой, способной к принятию нестандартных решений, поиску нетрадиционного выхода из ситуации легче найти свое место, свою “нишу” в современном обществе. Реализация данного направления системы воспитательной работы школы должна быть осуществлена в  соблюдении следующих условий:

o   учет индивидуальных способностей каждого;

o   учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

o   предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных видах деятельности;

o   опора на соревновательность в учебно-воспитательном процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры, фестивали, спартакиады  и т.д.);

o   учет социального заказа общества;

Творчество педагогов – залог успешного формирования творчества учащихся школы.

Данное направление воспитательной работы является ключевым для всей системы воспитательной работы школы.

 

4. Формирование системы самоуправления школьников.

Смысл ученического самоуправления в школе заключается  в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, способностью управлять собой, своей жизнью, коллективом.

Для реализации данного направления воспитательной работы разработана программа «Содружество» - развитие ученического самоуправления.

Цели и задачи ученического самоуправления:

o   Участие в управлении школой.

o   Деятельность по расширению прав и возможностей педагогов и учащихся, поощрение их инициативы. Защита прав.

o   Формирование и укрепление школьных традиций.

o   Совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.

Принципы деятельности ученического самоуправления:

o   Право на собственное мнение, на его ценность.

o   Конструктивность предложений, соблюдение принципов морали и нравственности.

o   Систематичность деятельности.

o   Интеграция в систему воспитательной работы школы.

 

5. Формирование системы соуправления школой.

В процессе воспитания принимают участие родители учащихся школы. Задача работы в данном направлении: вовлечение как можно большего числа родителей в жизнь школы, в укреплении внутрисемейных отношений, отношений семей и школы, в повышении активности родительской общественности. Причем все это должно преследовать одну цель: создание условий для формирования полноценной личности учащегося школы. Это возможно при соблюдении следующих условий:

o   единство требований педагогов и родителей к учебно-воспитательному процессу, к конечному его результату – выпускник школы – Гражданин и Патриот;

o   согласованность действий взрослых по отношению к ребенку;

o   распределение обязанностей и ответственности за результат совместного воздействия на ребенка;

o   по отношению к ребенку – принцип “трех П”: прими (такой как есть), пойми (как себя) , полюби (искренне, без условия «если»);

o   заинтересованность родительской общественности в развитии школы, в приумножении ее славы;

o   Участие родителей в Управляющем совете.

 

6. “Кадры”.

Качество учебно-воспитательного процесса в школе зависит, в первую очередь, от заинтересованности и компетентности педагогического состава. Каждый классный руководитель и каждый учитель-предметник должен понимать всю важность системного подхода к воспитанию учащихся школы, должен обладать следующими характеристиками:

o   установкой на деятельность в инновационном режиме;

o   умением анализировать воспитательный процесс, находить пути его оптимизации;

o   умением проектировать и реализовывать воспитательные цели;

o   умением осваивать свой опыт через рефлексию и обобщать его, пользоваться обобщенным опытом коллег;

o   способностью к самовыражению.

Активное участие педагогов в работе предметных методических объединений, в работе методического объединения классных руководителей положительно скажется на общих результатах воспитания

Направления деятельности МО классных руководителей:

o   обобщение и распространение опыта классных руководителей;

o   повышение компетентности, педагогического мастерства педагогов;

o   проблемные семинары.

 

 

Оценка эффективности реализации Программы

 

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

o   сформированность гражданских навыков;

o   умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

o   знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

o   умение принимать и защищать свои решения;

o   готовность к участию в общественных делах;

o   готовность к образованию и самообразованию;

o   сформированность осознанного отношения к базовым ценностям;

o   патриотизм и любовь к Родине;

o   права и свобода человека и гражданина;

o   символика Российской Федерации;

o   национальное самосознание;

o   уважение чести и достоинства других граждан;

o   гражданственность.

Количественные параметры:

o   включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

o   качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

o   минимилизация детей с девиантным поведением;

o   участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

o   проведение мероприятий.

 

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

 

В результате реализации Программы ожидается:

В учреждении, как в образовательной системе:

1.      создание системы деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;

2.      обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

3.      вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В образе выпускника:

1.      В познавательной сфере: развитие творческих способностей;

2.      В историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

3.      В социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

4.      В духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.

 

Дата последнего обновления страницы 09.09.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»